почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
21
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:
RuFox.ru - голосования онлайн

Онлайн-заказ

Подобрать
тур/отель

Онлайн-консультант

Задать вопрос

Россия

Ярославль

выбрать другой курорт

Ярославль

выбрать другой город

Церковь Николы Надеина

выбрать другую достопримечательность

Церковь Николы Надеина - первый каменный посадский храм в Ярославле. Храм построен на месте деревянной церкви Благовещения. Местное предание сообщает, что Благовещенской церкви предшествовал древний Никольский храм и отождествляет последний с храмом, упоминаемым в Новгородской летописи:

"В 1536 году, 9 июля, во граде Ярославле загорелась церковь Николы Чудотворца, и оттого сгорел весь город".

Каменный храм строился в 1620-1622 гг. по инициативе и на средства одного из самых богатых купцов Ярославля, активного участника земского ополчения 1612г, торгового агента царя ("государева гостя"), Епифания Андреевича Светешникова, более известного под своим мирским именем - Надей. Отсюда второе название церкви - "Надеина". Это единственный случай в Ярославле, когда имя вкладчика вошло в название храма.

Новый храм был посвящен Николе-чудотворцу - покровителю торговли и путешествующих. Поводом для этого послужил, согласно преданию, чудотворный образ Св. Николая, принесенный волжскими волнами.

Сразу же после своей постройки церковь стала композиционным центром большого городского района, доминируя над окружающей деревянной застройкой. Позже, к концу XVII в., храм органично вошел в ансамбль церквей, выстроенных по берегу Волги и формирующих основу главного "фасада" Ярославля, обозреваемого с противоположного берега реки.

Несмотря на дату строительства, архитектура храма во многом тяготеет к традициям XVI века. В то же время здесь закладываются те новые черты, которые будут определять особенности местной архитектурной школы.

Церковь имела три придела, два на паперти и один в алтаре. С северной стороны паперти - Благовещенский (домовая церковь Светешниковых), с южной - Александра Свирского. В алтаре с южной стороны - Михаила Малеина, патрона Михаила Романова. ( В 1622г. по окончании строительства Михаил Федорович пожаловал в храм ризы и воздух).

Подклет церкви одновременно служил и усыпальницей рода Светешниковых и складом для товаров и казны.

В кон. XVII в. рядом с холодным храмом был выстроен купцом Холщевниковым теплый храм Рождества Иоанны Предтечи с приделом св. Макария Унженского.

В нач. XVIIIв. ансамбль пополнился часовней во имя Толгской Божьей Матери.

Ансамбль находился недалеко от Волги и хорошо просматривался среди невысокой застройки со стороны набережной.

Ансамбль неоднократно перестраивался. До наших дней сохранился лишь храм Николы Надеина. Четырехстолпный, первоначально пятиглавый, с позакомарным покрытием храм на подклете с трех сторон окружен двухъярусными галереями.

Массивное домообразное крыльцо на ползучих арках, квадратная колокольня, приставленная к северо-западному углу паперти, скромный, но живописный декор церкви.

Храм был расписан в 1641 г. ярославскими, московскими, нижегородскими и костромскими мастерами.

Во 2-й пол. XVIIIв. в нем установлен иконостас, выполненный, согласно легенде, по рисунку основателя русского драматического театра, прихожанина храма, Ф.Г. Волкова, что вполне вероятно, так как вся композиция носит театральный, декоративный характер. В главном алтаре интересна резная напрестольная сень 1636 г.

Художественный образ его лаконичен, прост, декоративные детали немногочисленны. Но вместе с тем это памятник новой эпохи, он предвосхищает распространенный тип ярославского храма XVII в. Центральный четырехстолпный куб храма, имевший 5 глав, поднят на высокий подклет. Двухярусная галерея опоясывает церковь с трех сторон и на востоке заканчивается двумя приделами (Северный - Благовещенский, южный св. Александра Свирского). В объем галереи входит шатровая колокольня. К западному фасаду примыкает большое домообразное крыльцо.

Стенописи храма, выполненные в 1640-1641 гг., являются самыми ранними в Ярославле XVII в. Храм расписывала артель из 20 художников, возглавляемая опытными мастерами костромичем Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым, нижегородцем Иваном Муравьем и молодым костромским живописцем Василием Ильиным.

Имена художников перечислены в круглом клейме юго-западного столпа. В настоящее время большая часть фресок находится под записью XIX в., которая дублирует первоначальные композиции. В наиболее значимых зонах храма - алтарь и своды - традиционно размещаются евангельские сюжеты. На столпах изображаются святые и мученики православной церкви. Здесь это византийские правители святые Константин и Елена, и русские святые князья.

Основная тема росписи центрального храма - житие св. Николая Мирликийского. "Русский Бог" - Никола Угодник - был чрезвычайно популярен в Ярославле. Отсюда такая подробная разработка темы его жития. Наряду с традиционными сюжетами в повествование включены "русские" чудеса Николы: спасение младенца от потопления в Киеве и чудо о пяти иконах в Ругодиве (Нарве), рассказывающие о событиях Ливонской войны.

Четко ограниченные прямоугольными рамками, композиции Никольского храма напоминают миниатюры или клейма икон. Немногочисленные детали и еще очень условный пейзаж не заслоняют от зрителя основной стержень рассказа. Но уже чувствуется стремление к занимательности, жанровым подробностям, которые станут столь характерными в последующих ярославских росписях. Раскрытые фрагменты стенописи "Никола возвращает зрение сербскому царевичу Стефану" в центральном храме (нижний ярус западной стены), часть библейских сюжетов на западной галерее - дают представление о первоначальной живописи. Колорит ее мягкий, сдержанный. Золотисто-охристые тона сочетаются с серыми, белыми, коричневыми и зелеными, часто сильно разбеленными.

Прекрасный резной барочный иконостас поставлен в 1751 г. Он выполнен по рисунку основателя национального театра Ф.Г. Волкова, в молодости бывшего прихожанином этой церкви. Мощные брусья первоначального тяблового иконостаса, расписанные по серебру травным орнаментом, видны в верхней части храма.

Великолепным образцом деревянной барельефной резьбы является напрестольная сень (просматривается за царскими вратами иконостаса), выполненная в форме церковного шатра с главкой и украшенная богатым орнаментом из ягод, дубовых веток, крупных цветов. Датируется 1636 годом.

Храм находится в ведение Ярославского музея-заповедника.